8 Ноября 1998 г.

Так уж получилось √ всю ночь не спал, встречал поезд из Барнаула в 5 утра √ прекрасно прогулялся по ночной Москве, побеседовал на Казанском с академиком √ шизофреником о его идеях. Отвез Ленку к себе в общагу, поспал часок и поехал в город. Чего не сделаешь с недосыпу √ решил пойти в Третьяковку √ просто для очистки совести √ не думал, что понравится. Ходить в такие места надо все √ таки на конкретную картину, сотни раз ее увидев на репродукциях и теперь вот посмотреть и оригинал. Ходить же вдоль зала, просматривая все подряд казалось мне неправильным и в чем-то даже ханжеским. Ну что, признаю, был неправ. Случился у меня в кармане диктофон с пустой кассетой, вот мои впечатления по мере осмотра √ то, что надиктовалось.

Грооф, ⌠Голуби■ 1772 год. Злобные такие городские голуби, сидят в луже и смотрят, с какой бы помойки чего стырить.

Щедрин С.Ф, ⌠Лунная ночь в Неаполе■ 1828год √ луна, море, мужики костер жгут √ идиллия.

Щедрин С.Ф. ⌠Новый Рим. Замок св. Ангела■ 1825 год Изображен несуществующий замок, мрачноватый и неестественный. Вся картина какая-то зловещая, как Дали или ⌠Сталкер■

Тропинин В.А, ⌠Кружевница■ 1823 год - Все говорят √⌠Как живая■. Очень хорошо передано движение пухленькой такой девицы √ лимитчицы, симпатичной и заигрывающей со зрителем.

Якоби В.И. ⌠Привал арестантов■ 1861 год. Косяк гусей, дождь, хорошо одетые люди лежат в грязи, но при этом чистые и даже глаженые некоторые √ мне бы так. Самым заморенным выглядит пожилой есаул конвоя √ явно озабочен здоровьем вверенных ему фраеров. Стоило из-за этого мужика гонять - в 1930-е такой конвой просто идиллией бы показался┘

Все эти картинки обильно разбавлены портретами чиновников √ явно заказных, одинаковых, по-моему, равных по своей художественной ценности портретам Брежнева. Однако портретов генсеков не видать √ видно, все-таки не заслужили. А зря √ уж их√то участие в сохранении галереи не меньше, чем какого-нибудь ⌠Сургутнефтегаза■.

Зал Перова √ знаменитая ⌠Тройка■, а также куча других его же вариаций с гробами, санями и крестьянами: ⌠Последний кабак у заставы■, ⌠Проводы покойника■. На всю противоположную стену √ огромная простыня ⌠Никита Пустосвят. Спор о вере■ - параноик в центре полотна хорош! А вот психически здоровых людей у него рисовать не получается┘

Пейзажи Саврасова √ не впечатлили.

Боголюбов ⌠Катание по Неве■ 1854 год √ интересно с исторической точки зрения: все здания в центре Питера уже есть, узнаются, мостов же нет, и народ шмонится с берега на берег на лошадях, запряженных в сани и пешком. То же и про картину ⌠Устье Невы■ √ грязные болотистые берега Васильевского острова, множество парусников, грязные колеи по берегу √ Питер в середине прошлого века.

Зал Айвазовского √ понравилось, но не все. Например: ⌠Морской берег. Прощание■ - утро, восход над морем, корабль на рейде, еще бы осла с берега прогнать. Или ⌠Радуга■ √ тонкий такой стеб √ тонет корабль, шторм, люди в шлюпке √ и над этим всем радуга.

 

 

А вот и известный медведелюб Шишкин √ на всех картинах лес, да чистый такой, как парк и обязательно куча медведей на первом плане √ не меньше двух, а в ⌠Утро в сосновом лесу■ √ целых четыре! Да все толстые, чистые и причесанные √ не иначе, личные Шишкинские, специально по этюдам возить. А говорят, все медведи в Сибири┘

Васнецов √ Иванушки, Аленушки, богатыри по три и в розницу √ но это известно, а мне больше понравилось ⌠Каменный век. Пиршество■ √ совершенно не в его стиле, похоже на модернизм 1920-х годов. Алеша Попович мне почему-то напомнил Ишенина из ПСС. Ну и дальнейшие ассоциации не заставили себя ждать: Илья Муромец √ Иванов, Добрыня Никитич √ Змей. Впрочем, я отвлекся от темы┘

Зал ╧ 27 √ тут-то я и понял, что неправ в критиканской своей настроенности. Верещагин √ это, возможно, и попсово, но круто! Я даже не буду все перечислять √ Агра, Ладакх, Джайпур, Ташкент, Чугучак, Самарканд √ родные, блин, места. Правда Верещагин там был несколько раньше √ в 1870-е годы. Все детали выписаны четко, краски яркие. Есть и несколько метафорических вещей √ ⌠Побежденные. Панихида■ √ стоят двое в поле: священник и офицер. А по всему полю в траве просвечивают тела убитых √ до горизонта. Впрочем, описывать картины, особенно хорошие √ занятие неблагодарное. Все же рискну еще раз √ теперь его же ⌠Апофеоз войны■ √ тут уже никакого реализма: куча черепов выше человеческого роста на фоне глинобитных остатков азиатского поселка. В 1980 за такую картинку пошел бы парень по этапу, но он раньше успел - в 1871 году съездил в свой Афган┘

После Верещагина мне бы убраться домой спать, но я не догадался √ пошел дальше, посмотрел Сурикова ⌠Боярыню Морозову■, Врубеля, Нестерова √ я еще раз подумал, что вот еще не ходить бы пешком, а сидеть на кровати в общаге и мышкой пощелкивать. Ладно, увижу в Митино диск √ куплю, вместо диска с порнографическими картинками.

А вот пошли Левитановские пейзажи √ ⌠Свежий ветер. Волга■, ⌠У омута■. А вот и оно, с детства знакомое по репродукции √ ⌠Золотая осень■. Сравниваю с нашей репродукцией, висящей дома над обеденным столом √ да, цвета чуть поярче┘ А дома сейчас мама телевизор смотрит, папа пришел с работы┘ Ну вот, опять отвлекся┘

Смотрю на Левитановский же ⌠Вечер. Золотой плес■. Подходит тетенька и начинает ребенку своему на картине показывать √ а вот в этой школе я училась, а вот здесь все теперь застроили. Оказывается, на картине изображено реальное место √ городок Плес на Волге. А вот Барнаул Левитану недосуг было нарисовать √ раз так, пойду в другой зал. Ну вот, можно потешить квасной патриотизм √ Николай Рерих. Не Алтай, так хоть Гималаи. Однако, опять же √ не лучше репродукций.

В древнерусский зал только заглянул √ не понимаю я в иконах, мне бы чего посовременнее на закуску √ а вот и оно: Серебрякова ⌠За туалетом. Автопортрет■ 1909 год √ кого еще женщина талантливо нарисует, если не себя, любимую┘ Сарьян √ чем-то похож на Верещагина, такие же яркие краски, тоже азиатские сюжеты. Лучшее √ ⌠Улица. Полдень. Константинополь■.

В целом √ приятно, приятно разочароваться наоборот: когда шел, не ожидал, что понравится. Может, скоро и до ⌠Войны и мира■ дорасту?