Заполярные рассказы

 

Вместо введения,

где автор оправдывается, почему и зачем он написал этот текст

 

Я уже рассказал в первой главе, что такое впечатление, что все кому не лень в Мурманск автостопом уже съездили, даже Эльбу как-то летом предполагали провести в Гирвасе, чуть севернее Петрозаводска. И устных рассказов о трассе я наслушался выше крыши, просто не М18, а Подмосковье какое-то, все там были, все всё знают и каждый советует. Однако, покопавшись в книжках по автостопу и в Сети, обнаружил, что, так сказать, художественного рассказа об этих местах и, соответственно, об этой трассе как раз и нет.    Уж не знаю, насколько художественно у меня это получится, но во всяком случае, поможет людям, еще не решившим, ехать ли им на Север решить что надо, а тем, кто уже решил ехать но не знает особенностей трассы получить некое представление о тамошнем климате, нравах и позициях. При этом желающих получить сухое и деловое описание М18 направляю на сайт Вольной энциклопедии www.avp.travel.ru , где есть вполне достойное техническое описание трассы, а за устными рассказами можно заходить к автору в гости.

От Москвы на Северо-Запад

Поездка на Север меня давненько занимала, тем более что в рассказах знакомых это как-то очень просто выходило Вышел неспеша из Питера на Мурманку, и через сутки стопа ты там - так или примерно так говорили люди, встреченные мной на вписке в Казани, или у костра на Эльбе, да и у меня дома в общаге МГУ путешествующий народ частенько появляется.

Последней каплей послужили рассказы Виктора соседа по общежитию, красочно описывавшего какое это замечательное время на Кольском май месяц, и как там тепло и снег почти сошел и комаров-гнуса еще нетНадо ехать, решил я, задвинул планировавшуюся на те же сроки поездку в Будапешт и вылез на трассу М10, так успешно воспетую сначала Радищевым, а потом и Гариком Сукачевым.

От Москвы на этот раз долго отъезжали простояли в Химках минут 40, прежде чем сели в Газель до Конаковского поворота. В Конаково благодать светло, пост ГАИ и уезжаем оттуда за 10 минут, несмотря на время полвторого ночи. Ехали мы вдвоем с Аней, и уже к двум часам ночи стало ясно, что напрасно мы не выспались дома я так вообще не спал предыдущую ночь, доделывая неотложные городские дела. Аня тоже периодически теряла контроль за своим неусыпным состоянием, и в Едрово мы окончательно сломались. Да ну его нафиг, так себя мучить - решили мы, расстались с уехавшим на стоянку ночевать водителем и завалились спать под забором совсем недалеко от трассы. Еще по Венгрии заметил, что трасса спать не молжет мешать просто никак если вы перед этим пару суток не спали, рев проезжающих недалече фур будет вам лучше всякой колыбельной. Вот попробуйте сами, я неоднократно замечал.

Утро выдалось прохладным. Нам надо было успеть в Питер к отходу электрички в 17-00, так что проснувшись в 10 часов утра, я как-то опечалился. Надо ехать быстро, а то еще опоздать не хватало - с этими мыслями я пробегал мимо ночующей Газели, в которую нас и пригласили двое славных Череповецких ребят. Машин, как оказалось, было две, шли они в Петрозаводск и оба скучали за неимением рации.  Рации у нас тоже не было, но развлекали каждый своего водителя вполне качественно благо выспались, а выспавшийся я могу сколько угодно болтать. На повороте на Кириши машинки ушли на трассу, которая нам пока была не нужна, так как планировалось заехать в Питер в гости и съездить полазить на скалы. Между тем организм требовал завтрака. Магазин там имелся, и купив батон и бутылку газировки, я устроился на пеньке в позе сказочной Маши, так таки не съевшей свой пирожок. Я в деле завтрака  был куда более удачлив.

Позавтракав, вылезаем на трассу и встречаем парня с девушкой оба Питерцы, оба едут в Воронеж стопом гулять по тамошним меловым пещерам и гостить у друзей. Появление этой пары напомнило мне, что праздники начались, и всякого путешествующего народа будет достаточно. Размышляя о том, кто из моих друзей сейчас на какой трассе висит и по каким горам гуляет, я загрузился в остановленную Аней иномарку до Питера. Парень за рулем иномарки весело рассказывал нам о Питере, в конце концов даже довез до Сенной площади как раз куда нам надо. Времени до электрички еще вагон, гуляем по городу, звоним друзьям и вечером уезжаем-таки на Малые скалы.

 

 Приехав со скал и отоспавшись у славной Питерсокй девушки Марины утречком выползаем на Мурманку. От метро ул. Дыбенко, как выяснилось, еще продолговато топать, примерно полчаса. Погода ноябрьская ветер, хмурое небо, после перехода моста к выездному посту ГАИ ветер становится совсем уж сильный. Вылезаем, алчно поглядывая на машины с номерами 10 rus, мечтается о скором приезде в Петрозаводск нашу сегодняшнюю цель. Время уже к одиннадцати. Ставлю рюкзак на обочину, под откосом видна обширная лужа, в ней плавают старые камеры, канистры и прочий придорожный мусор. Машины идут не то чтобы очень густо, подходящих для нас и вовсе одна в пять минут. Ну, это нормально. Начинаем стопить, ветер еще крепчает. Тут вижу искаженное ужасом Анино лицо, она показывает мне за спину и кричит Вадик, Вадик! Оглядываюсь, предполагая увидеть либо живого голодного динозавра, либо собирающуюся переехать меня фуру без водителя. Оказывается, мой рюкзак, между прочим, нифига не легкий,  сдуло ветром с обочины и он красиво отплывает по морям, по волнам, в окружении прочего помойного добра. Бодро скатываюсь с насыпи, забегаю по колено в прохладную воду и возвращаю рюкзак на обочину. Хорошо, что пенка была внутри рюкзака по периметру, а сверху лежал полиэтилен как выяснилось, практически ничего не намокло, вот только носки и ботинки пришлось выжимать тут же. Вскоре останавливается первая машина Волга до Кировска. Подъезжаем к мосту через Неву, причем я как-то не ожидал, что и этот мост разводится. Впрочем, логично корабли же до самой Ладоги должны проходить. Там еще через пятнадцать минут садимся в машинку до Свирьстроя, где и зависаем по полной программе. Карельских машин почти нет, какие есть загружены детьми, сумками и бабушками. Грузовиков (а мы не гордые, на КАМАЗ вполне согласны), прошло всего три, все активно показали причину нашего невзятия поворачиваем, места нет, сейчас буду спать. Забавно коллекционировать такие вот жесты-отмазки иногда постоишь так и просто диву даешься, сколько причин у людей, чтобы не взять попутчика. Особенно этим отличались водители в Польше чего только не покажут, прямо кукольный театр. Стоим, на второй час начинаем прикидывать, какую же мы хотим машину. Забавное это развлечение было традиционным для нас в этой поездке, самое забавное, что машина как правило примерно соответствовала нашим заказам. Итак, обсудили что хотим быструю машину прямо до Петрозаводска. И чтоб водитель компанейский! - добавляет Аня. Да ладно, пусть любой, лишь бы быстро ехал. И еще бы неплохо чтобы тепло было - предлагаю я, но тут же соглашаюсь, что до Петрозаводска согласен ехать где угодно, только бы там быть в разумное для поиска вписки время. Начинается дождь, ветер и не кончался никогда, и вот с середины трассы со свистом тормозит микроавтобус с карельским номерами. На передних сиденьях двое, садимся, пытаемся поддержать разговор молчание. Машина разгоняется до 130км/час, водитель и его напарник по-прежнему молчат, отвечают односложно да, в Петрозаводск, да, из Москвы едем, да, можно ехать с ними. В неплотности дверки нещадно дует, я мерзну в своих мокрых штанах и ботинках. Ну сам же предположил, что тепло в машине это не обязательно. В молчании пролетаем 300 километров и въезжаем в Петрозаводск, причем водитель не сказал и десятка  слов за всю дорогу. На прощание получаем просто поток красноречия Вокзал туда, на четвертом автобусе, -говорит водитель и закрывает дверку машины. Стоим, слегка обалдевшие, время 17-30, я говорю Однако, Аня, в небесной канцелярии так срочно заказ для нас формировали, что забыли научить водителя говорить. Ты сам сказал, что компанейский водитель это необязательно - резонно возражает напарница и мы идем гулять по Петрозаводску.

 

Петрозаводск город высокой санитарной культуры

Есть в мире города, в которых удобно зарабатывать деньги, есть города, в которых приятно отдыхать, есть и города, в которых на редкость удобно культурно просвещаться. Ничего этого в Петрозаводске делать нельзя. В Петрозаводске надо просто жить, спокойно и размеренно, именно для этого этот северно-европейский город наилучшим образом приспособлен, я бы сказал оптимизирован. Дело тут не в формальных признаках, хотя настоящие сосновые леса, которые обширными языками заходят в город, редкостная компактность и почти полное отсутствие мерзкой промышленности весьма способствует этому.  Однозначно, Петрозаводск один из наиболее спокойных городов, виденных мною, при этом начисто лишенный какой-либо провинциальности. В самом деле, центральной лужи а-ля Миргород или помойки на привокзальной площади замечено не было, зато есть Интернет-кафе, Университет и тусовка продвинутой молодежи рядом с ним. Нам еще на малых скалах дали записку, которая должна была открыть путь к получению всех благ в форме экскурсии по городу, вписки и теплого душа, но все хорошо бывает только в сказках: весело-пьяные молодые панки на универовских ступеньках сообщили, что нужный человек лежит в больнице с приступом аппендицита. Между тем дождик не прекращался, хорошо еще, что морально все готовились к северным холодам и на солнце особо и не рассчитывали. Пошли прогуляться, купили в гастрономе колбасу с хлебом и кетчуп и отлично поужинали в подъезде многоквартирного дома во всяком случае, дождь не мочил колбасу перед ее попаданием в желудок путешественников.

Идем снова к вокзалу, к бесплатному телефону. На вокзале приятный сюрприз: магазин под шпилем. В Барнауле, где я родился и жил почти всю жизнь, символом города тоже является гастроном под шпилем, и даже вывески похожи. Уж не знаю, есть ли в Петрозаводске фирменная песенка со словами значит, вы не пили, значит, не любили гастроном под шпилем. Правда, здесь магазин просто шпиль, а под шпилем целый ресторан, но тоже в рифму. Радостно фотографируемся у такого ностальгического места во всех видах. Телефоны в Петрозаводске недавно сменились с пяти- на шестизначные, так что вариант с обзвоном древних вписок неизвестно как ко мне попавших не срабатывает то ли нужных мне людей нет дома, то ли я в содружестве с ожидающими очереди позвонить петрозаводчанами неправильно номер вычислил.  Бредем снова к Университету. Тусовка практически рассосалась под дождем, вписаться явно не у кого. Идем на остановку троллейбуса, рассуждая, что наверно придется искать моих родственников, которых напрягать внезапным визитом уж очень не хочется. Подходит парень: Ребята, а вы наверно из ПЛАС? А что вы здесь делаете? О радость! Оставив первый вопрос временно без ответа, сообщаю, что мы ищем вписку! А что же нам еще делать вечером в дождь с рюкзаками! Оказывается, Сергей и Наташа сами ездят стопом, Наташа даже была на Рэйнбоу в 1997 году на Алтае узнав что мы из Барнаула, она приятно удивляется тесноте мира, в котором живем. Конечно, ищем общих знакомых. Наташа вспоминает: была там такая девушка, мы вместе тусовалиськажется Осипка ее звали. Я в полнейшем ауте, Осипка моя лучшая подруга, показываю Осипкину феньку на запястье, прыгаем, радуемся и обнимаемся. Между тем Серега подходит к вопросу нашей вписки по-деловому: - Так, едем прямо сейчас на день рождения, там Жека и Сёма, они вписывают. Садимся в маршрутку, едем, вызываем неподдельную радость у хозяев. Вписываемся в общаге на окраине города, попутно выяснив, что общих друзей у нас с хозяевами вписки столько, что просто удивительно, как это мы не были знакомы раньше. Наверно, потому что на Север не ездили  Обильная еда, пиво и рассказы убеждают нас, что завтра мы однозначно никуда отсюда не поедем.

 

Культурная программа по памятнику в год