Индия дюжину лет назад - фоторепортаж

Недавно будучи у себя дома в Барнауле, нашел в залежах давних архивов некоторое количество слайдов из моей поездки в Индию образца 1993 года. Так как теперь благодаря доброте Темы Лебедева у меня есть сканер для слайдов - слайды были притащены из Барнаула в Поваровку, помещены в этот чудесный прибор и после недолгих танцев с бубном и Фотошопом предлагаются Вашему вниманию. Да, качество не очень, ну а чего вы хотели - обратимая пленка Орвохром, проявленная в советских лабораториях перестроечной поры, когда не то что химикаты - даже масло было по талонам. В общем, прошу смотреть..

Перейти на страницу Вадима Назаренко

Да, наверно надо написать немного о поездке - я тогда улетел в Дели, где работал врачом мой хороший друг Андрей Трофимов, а там уже где один, а где вместе с ним поездил по стране - сьездил сначала на Север, в Манали, потом в Варанаси и Горакпур, потом вернувшись в Дели - на Юго-Восток, в Пондишерри и город будущего Ауровиль, где повел резковатую беседу с местными апологетами религии и был оттуда попрошен... Посетил также Раджастан - Джайпур и Амбер, выкурил пуды индийских благовоний и улетел восвояси в страну, где как раз только-только выбрали Жириновского в парламент.

Картинка номер 1 - Ваш покорный слуга едет себе в рикше по улицам Дели. Надо сказать, что рикши в Советском союзе в те годы символизировали прямо-таки передний край угнетения буржуями трудящихся масс, так что я не пожалел трех рупий на то, чтобы почуствовать себя настоящим буржуем. Одно огорчало: на картинках в газете "Правда" буржуи были непомерно толстые, мне же на бананово-рисовой диете вес набрать так и не удалось.

Картинка 2: Мечеть в Дели, где-то недалеко от железнодорожной станции... Мечеть была интересна по двум причинам - во-первых, мои голландские друзья сказали мне, что это одна из самых больших мечетей в мире (теперь то я понимаю, что приврали), во-вторых, внутри мечети давали бесплатный плов, что в условиях вынужденной вегетарианской диеты меня привлекало весьма и весьма. Молодой сибирский организм не может без мяса, а из мяса в Дели можно было купить только "чикена" - цыпленка, да и то не каждый день. Загвоздка была в том, что в мечеть пускали только правоверных, что проверяла специальная вахта на входе. Я пошел напролом, показывая свой СССРовский паспорт и утверждая, что я из Узбекистана, мусульманин и пострадал за религию у себя на родине, отчего мне требуется плов немедленно. Надежда была на то, что снимать штаны не заставят - людное место все-таки, хотя индусам, например, пописать на улице - раз плюнуть. И действительно, обошлось, пропустили и плова дали. Место действительно интересное - мечеть с большим квадратным двором, по краям двора минареты, а во дворе часть народа молится, часть сидит общается по интересам, а часть просто спит - кто на ковриках, кто так.

Картинка 3: Лавка гончара на Пахарганже, Дели. Пахарганж (Paharganj) - это такой район в Дели, где кучкуются дешевые гостиницы, торговцы наркотиками и иностранные любители дешевых путешествий, кого теперь называют новым для русских словом "бэкпакер". В палатке я тогда жить не решался, так что мы с Андрюхой радовали своим присутствием отель "Бомбей" - двухместный номер за 60 рупий, а курс рупии был тогда что-то около 40 за доллар. Так как размеры комнаты не сильно превышали размеры палатки, после приготовления еды на плитке мы вылезали погулять и поснимать. Там я и сделал это фото - как раз напротив нашего отеля, между большой помойкой и нотариальной конторой располагалась эта лавка. Жалею, что не снял нашу священную корову, которая жила на помойке, аккуратно вылизывая остатки пищи из полиэтиленовых пакетов и украшая улицу священными лепешками...

Картинка 4: Пробка из грузовиков на выезде из Дели в сторону Джайпура. Вообще надо сказать, что пробка - это перманентное состояние на индийских дорогах, несмотря на то, что в целом машин мало. Тем не менее, индусы - такие искусные водители, что даже три машины, встретившись, надолго загораживают проезд, гудят друг на друга и изображают толпу. Массовости мероприятию придает немерянное количество рикш, велосипедистов и погонщиков разных скотинок от осла до верблюда, запряженныхв немыслимые экипажи, видимо оставшиеся еще от англичан. Стопить в этой толпе невозможно, я применял более действенный метод - подбегал к грузовикам и громко кричал свой пункт назначения, добавляя "пайса ни!" - нет денег! Помогало, правда посадив меня, грузовик не особенно ускорялся. Один из водителей прочитал мне небольшую лекцию об индийских ПДД - "самый уважаемый - это автобус, он людей везет, его надо пропускать. Потом - грузовик, везет много еды или товара, опять же может людей везти, его надо тоже пропускать. Легковой надо ехать, он бензин тратит, стоит ждет. Рикша пусть ждет, велосипед, осел пусть ждет - бензин не тратит, может подождать". Результаты применения этих правил можно увидеть на картинке. Аварии, кстати, в Индии тогда не были не столь часты, как можно было бы ожидать - в связи с малым количеством автомобилей.

Картинка 5: Монахи в Варанаси,на набережной Ганга. Варанаси - крупный город,отчасти известен длинной набережной Ганга с многочисленными Ватами - спусками к воде. Ганг - священная река индусов. Многие совершают длительное паломничество, чтобы совершить омовение в Ганге. Кроме этого, священная река активно используется для орошения и слива нечистот. Ну и в заключение картины - умерших в Варанаси кремируют,а пепел сваливают в Ганг. Дрова дороги, поэтому если родственники не могут купить хорошего костра для кремации - в Ганг летят недожарнные части тела. Надеюсь, теперь вы поймете, почему я так и не решился совершить омовение в священной для индусов реке. В Варанаси река не очень большая примерно как Иртыш в Омске, и пахнет тиной и канализацией. Но это в сухой сезон, а когда идут дожди, Ганг действительно велик, особенно в низовьях..

Картинка 6: Недостроенный Храм всех религий в Ауровилле - городе будущего. В общем-то, дискуссия по поводу строительства этого самого храма и подкосила мои отношения с начальством Ауровилля.. Собственно, нахватавшись ветра свободы в Дели, мы с Андрюхой рванули в Ауровилль за типично хипповыми ценностями образца 60-х - рок-н-ролл, фрилав и все такое... Очутились же в полусектантском заведении, где даже невинный вопрос "а где тут курят?" воспринимался как провокация против здорового образа жизни, завещанного Шри Ауробиндо. Идеей фикс Ауровиля, предметом гордости и надувания щек тамошней пропаганды было как раз строительство этого храма, призванного объединить все народы мира в едином порыве к строительству коммуниз...не, не его, просто всеобщего благоденствия. Ничего это вам не напоминает? нам напоминало, и очень свежи были воспоминания... Поднаторев в кухонных дискуссиях, нам удалось разговорить представителя пресс-службы Ауровилля, помню, он так и не смог внятно ответить на вопрос "Почему на стройке Храма всех религий работают исключительно тамилы - местное население? Им ведь религия Ауровилля побоку, а жители города будущего предпочитают ходить на пляж, а не бетон на стройке месить". После чего пошедшие было разговоры о продлении нам визы и оставлении жить в этом земном раю, финансируемом ЮНЕСКО, как-то быстро сошли на нет, да и нам все это слишком напоминало недавнее прошлое нашей страны.

Картинка 7: Индийский океан. Надо сказать, именно пока мы с Андрюхой расслабленно и аполитично разлагались в Индии, наши уважаемые сограждане выбрали в Госдуму Владимира Вольфовича, который в числе прочего был известен идеей насчет помыть сапоги в Индийском океане. Авторитетно заявляю, что это невозможно - сапоги в Индии сильно не по климату, и бедные военнослужащие выбросят сапоги еще в Дели. Тем не менее, частично программу мы выполнили - макнули свои телеса в Бенгальский залив. Я таким образом посетил третий в своей жизни океан, а вот до Тихого смог добраться только через 11 лет - в прошлогодней поездке в Таиланд.

Картинка 8: Пушки на стенах Нового Форта в Амбере. Сравнительно недалеко от Дели находится столица штата Раджастан - город Джайпур. В самом Джайпуре тоже есть что посмотреть, но нас привлек город в пяти километрах от Джайпура - Амбер. Собственно, это и не город, а старинный форт, построенный когда-то англичанами. Билетов тогда не продавали, да впрочем мало кто из буржуев мог зайти по крутой тропинке по пятидесятиградусной жаре,так что индусские туроператоры возвращали свои деньги арендой джипа или слона для подьема. Что характерно - на слоне медленнее, но дороже. Мы с нашим богатым альпинистским опытом забежали наверх едва ли не трусцой, срезая повороты дороги и обгоняя неспешных слонов с буржуями на спинах. А сверху открывались сказочные панорамы Раджастана - об этом на следующей картинке.

Картинка последняя: Ваш покорный слуга отдыхает после честного забега в Амбер-форт. В отличие от остальной Индии, в форту индусов было мало, и только дикие макаки грозили потревожить ваш покой, но и это легко лечилось попаданием камнем в ближайшую. К тому же наверху оказалось прохладнее, дул какой-никакой ветерок, так что удовольствия мы получили море. Да собственно и не толко в Амбере - Индия для меня была первым настоящим зарубежьем, и именно с этой поездки я начал понимать, что меня интересует не только спортивная карьера, но и просто путешествия. Но это уже несколько другая тема..

Вадим Назаренко, Дели - Поваровка, 1993 - 2005.

Естественно,все комментарии буду рад прочесть и учесть, а на вопросы ответить - мой адрес vaddim@mail.ru

Перейти на страницу Вадима Назаренко