|
Первый день в Китае от Хоргоса до Урумчи Перед прощанием спросили у нашего помощника направление к Урумчи, идем себе к выходу из города. Долго идем, город уже кончился, тут сзади шум машины - грузовик едет китайский, типа КАМАЗа такой, кузов огромный, шмотки до верху нагружены и еще с боков привязаны, и все это накрыто тряпками и привязано кучей веревочек - типичный такой грузовик, в Китае все грузовики такие. И вот он едет, оборачиваемся, поднимает Настя руку и грузовик, естественно, останавливается. Ну, это мы потом узнали, что естественно, потому что Настя и по российским меркам девушка очень даже видная, а по китайским - так просто красавица небывалая, к тому же явно иностранка. Останавливается грузовик, а там двое мужиков - водитель такой улыбчивый, лопочет чего-то, и в общем даже без знания китайского понятно, что он нам рад, но так же видно, что решает все другой мужик - то ли экспедитор, то ли владелец груза, уж не знаю. Вот я к этому второму мужику подхожу, здороваюсь по-китайски, показываю нашу новую бумажку и рукой вдоль дороги машу - туда, дескать, подвезите. И еще повторяю как могу фразу "бесплатно", "пу ю чень" по-китайски, но я и сам не уверен, понимает он мое произношение или нет, тем более в свете недавних событий. Ну, понял - не понял, махнул нам этот экспедитор рукой, садитесь, дескать. Загрузили рюкзаки, сели, место для мужика оставили. А мужик ведет себя вовсе странно - поймал легковую попутку и на ней уехал вперед, а мы с водителем остались. И все непонятно, и спросить не получается, с чего они решили разъехаться? Ну, как всегда, когда уже в машине сидишь, придумываешь варианты более для себя благоприятные, потому что вылезать из уже застопленной машины - облом такой, я не знаю прямо... Я не знаю как вам, а мне всегда обидно вылезать, если допустим, водитель денег потребовал или не туда едет. И ведь что интересно - и им меня часто высаживать бывает облом! Сколько раз так бывало - застопится тебе таксист на МКАДе, ты к нему сел, еще не едете, но тут он и говорит что-нибудь вроде: "Ну а двадцать-то рублей на бензин?" И ты понимаешь, что вот оно, не твоя это машина, надо выходить и говоришь, что двадцать-то рублей есть конечно, но у меня на них совсем другие планы сегодня, и вообще, извините что задержал, желаю вам сегодня денежного клиента, а я пойду, постоплю еще.. и смотришь, машина трогается уже, и ты внутри, и только водитель бурчит чего-то под нос себе, что вот, опять бесплатно везти, а у меня жена недавно родила, и вот уже пошел разговор, обсуждаешь с ним детей, как это все трудно и непросто, что ребенок как индикатор прогресса каждый день другой и ты каждый день видишь - вырос еще, старше стал на целый день, не зря жизнь проходит. И вот нужный мне поворот, и расстаешься с ним полными друзьями, а ведь не пили ничего! И еще сидишь какое-то время в машине с приоткрытой дверцей, последние секунды договариваешь, и все, вышел и - шлеп! дверь закрылась, поехал мужик куда-то по своей жизни, а ты опять на обочине, как ничего и не было. Но это все если по-русски, а тут Китай, и поговорить я не могу с водителем этого грузовика. Но трогаемся, едем, водитель явно очень рад, что нас довелось везти - улыбается, спрашивает что-то, а я ему отвечаю, как могу - самих вопросов-то я понять не в состоянии, но знаю несколько фраз на китайском, мне друзья из ИСАА еще в Москве написали, и вот я эти фразы ему по одной выдаю как ответы на его вопросы: мы из России, мы студенты, мы путешествуем, денег нет и все такое. Наверно, смешно для него получается и невпопад, но разговор клеится. Настя тоже участвует, она рисует классно - так вот, она рисует картиночки и показывает - это вот у нас палатка, мы там будем спать, это вот снег у нас в Сибири, а тут снега нет - в общем, пошел разговор и автостоп в Китае пошел, и денег с нас, кажется, не возьмут и скандалить не будут. И только я так вот подумал, как стоит на дороге этот вот второй мужик - не то экспедитор, не то еще какой начальник. А мы километров двадцать проехали, не больше, груженая же машина, едет медленно, да и дорога все время в гору - наверно, перевал впереди. Стоит этот мужик, грузовик наш останавливается и мужик показывает жестами, что впереди пост полицейский. Ну, мы не против, показываю ему мой паспорт, что хороший у меня паспорт, виза на месте и вообще нам полиции бояться не с руки. А мужик продолжает показывать - полиция, и что полиция с него будет хотеть пять юаней, если мы будем в грузовике ехать с ними. И чтобы мы ему прямо сейчас эти пять юаней заплатили, тогда дальше все поедем, уже вчетвером. А у меня опять такой напряг - надо же, и этим надо деньги, пять юаней - деньги небольшие, но мы же понимаем, что это не дело, это же если каждому по пять юаней за двадцать-то километров платить, так мы никуда не уедем. И я объясняю мужику, опять же жестами, что денег ему не дадим, а пойдем вперед пешком и за постом сядем, а они нас пускай на посту подождут. Выгружаем рюкзаки, водителю машем рукой, он печально выглядит, но показывает, что подождет. И идем себе вдоль обочины, дорога в гору, жара, поста никакого не видно - уже позже мы выяснили, что пост-то есть, просто китаец-экспедитор перестраховался и остановил машину за три километра до поста, а пройти три километра в гору, по жаре с рюкзаками - долгое дело. К тому же, вокруг все интересное жутко, какие-то неизвестные мне лично кусты растут, двое китайцев проехали верхом - я полез за аппаратом их фотографировать, рюкзак снять пришлось, потом еще стали друг друга снимать - типа, вот они мы, самые крутые путешественники, в Китай забрались, стопа нет, ночевать неизвестно где, но мы не унываем, а даже наоборот - веселы и бодры, хотя, конечно, бдительны и немного уставши - на то и экстремальное путешествие. В общем, пока мы дошли до поста, часа полтора прошло, нашего грузовика там уже и след простыл. А может, и не ждал он нас вовсе, обрадовался себе тихонько, что удалось избавиться от этих сумасшедших иностранцев, и укатил дальше. Но мне почему-то кажется, что ждал, даже неудобно чуть-чуть перед этим водилой, что мы так долго шли и ждать себя заставили, а потом еще и не поехали. Но этого мы уже не узнаем никогда, потому что грузовик тот уехал, а к нам на посту прибегает человек десять китайцев, а потом еще пятьдесят. Это у китайцев так заведено - в городах меньше, а если где в деревне остановился - бегут отовсюду к тебе посмотреть, что это тут такое, и еще на бегу звонят по мобилам своим друзьям пусть тоже бегут, зрелище чтобы не пропустить, не каждый день европейцы с рюкзаками на дороге стоят. И вот прибежали к нам китайцы, кто-то пытается продавать нам мед и печенье, но таких меньшинство, остальные же жаждут узнать - чего это мы тут? А узнать, понятное дело, не могут - я ж не понимаю китайского языка. Тогда они начинают искать, шушукаться там в толпе, прямо как ученики средней школы, и выталкивают вперед мужика, который может по-русски говорить. Вот это да! Вот уж не ожидал я, что тут такие таланты есть - хотя ничего удивительного, граница-то рядом. Говорит мужик сносно, но как водится, несет полную чушь - что нам стопить ничего не надо, что сейчас приедет алма-атинский автобус, он сам с ним поговорит и автобус якобы заберет нас бесплатно аж до Урумчи. Я в таком исходе дел сильно сомневаюсь, но толпа нас провожает до поста китайской дорожной полиции, там у нас спрашивают паспорта, но не со злом, или не чтобы докопаться, как в Москве менты спрашивают, а так, из интереса. Долго рассматривают, обсуждают, смеются. В общем-то, их понять можно - попробуйте показать где-нибудь в Рязани китайский паспорт, заполненный иероглифами - тоже вызовете неслабый интерес вот не знаю правда, чем этот интерес закончится. Но у нас все хорошо - наши паспорта нам вежливо возвращают, угощают горячим зеленым чаем из одноразовых стаканчиков, и предлагают подождать. Ждем, тем более что внутри поста прохладно, кондиционер работает, а снаружи, наоборот, самое пекло - солнце почти в зените, степь горячая, как сковородка. Сидим, чай пьем, через полчаса приходит этот автобус, Алма-Ата - Урумчи, или еще какой, я ведь читать не умею иероглифы, что в Урумчи автобус идет это понятно, а откуда не знаю, я не помню, как по-китайски пишется Алма-Ата. Наш русскоговорящий помощник, Арам его зовут, идет на переговоры, и с ним еще толпа зрителей и болельщиков - все хотят иностранцам помочь, посадить их в автобус до Урумчи бесплатно. Все хотят, а вот казахские челноки вовсе этого не хотят - место у них есть, но они за этот автобус сами платили, деньги копили, и теперь неохота им, чтобы кто-то бесплатно с ними в Урумчи ехал. Ну, бывают такие люди, в жизни их немного, а вот среди торговцев - часто попадаются. Тут я уже и сам прихожу к автобусу, по-русски обращаюсь - мол, подбросьте русских студентов, путешествуем до Урумчи и дальше в Китай, спасибо большое скажем. И тут челноки начинают строить отмазки - прямо сказать, что не хотим брать, им стыдно, у челноков-торговцев ведь тоже совесть есть, у торговца обязательно должна быть совесть, хоть для вида, иначе у него покупать ничего не будут. Так вот, они стыдятся, краснеют и придумывают всякие оправдания, причем им самим же понятно, что причины неправдоподобные, и от этого еще стыднее - типа, что у нас все места по списку, и у нас автобус сломанный, и вообще мы в Урумчи не едем, а надпись Урумчи на лобовом стекле автобуса это так, недоразумение - в общем, жалко мне их стало так, пожелал им счастливого пути и ушел, а они так и уехали - красные, распаренные и недовольные, что так и не довелось им доброе дело сделать, и все вокруг это понимают. Я вот давно заметил, на себе: обычно если человеку стыдно, то ему стыдно перед окружающими, а если никто не видит, то как бы и не стыдно вовсе. Я не знаю, может, это только я такой беспринципный, но вот бывает - хочется, например, в туалет по-маленькому, а туалета нет поблизости, и искать уж невтерпеж. Бывает так, особенно зимой, когда ноги замерзнут, ну или после пива. И вот забегаешь куда-нибудь за гаражи, писаешь и смотришь - не видит ли кто? И если не видит, то вроде, как и не было ничего - капли стряхнул, штаны застегнул и пошел дальше по своим делам, как ни в чем не бывало. А вот если кто-то мимо прошел - даже и не сказал ничего, обычно и внимания не обращают - посмотрел и отвернулся, и человек вроде чужой, ты с ним никогда не увидишься больше - а вот так неприятно становится, и не оттого что интимному делу помешал - это мне все равно, а именно оттого, что застукали тебя за не вполне хорошим занятием, потому что сам понимаю - если все так вот за гаражами писать начнут, это такой дух будет во дворах, не то что детей гулять - самому без ватно-марлевой повязки выйти в лом будет. Так что не надо все же писать за гаражи, ну разве что совсем-совсем невтерпеж... а если совсем невтерпеж, можно к кому-нибудь в квартиру стукнуться и попроситься пописать - что человеку, канализации своей жалко? К тому же он ведь понимает, что если не пустить, под его же окном будет ароматная лужица. Так что вот - всегда можно выход придумать, если подумать не торопясь. Стою это я, думаю о мировом добре и зле, автобус с челноками уехал уже, а тут стопится машина легковая, якобы Фольксваген, в ней трое китайцев. Стопится не то чтобы сама, просто я пока думаю, рукой с оттопыренным большим пальцем все же проезжающим машинам машу - это ж нетрудно, это рефлекс почти. Рукой машешь, в стекло лобовое смотришь - кто там? а сам в это время совсем про другое думаешь, про добро и зло, или про диссертацию недописанную, или там еще про какие эмпиреи. Ну, как машина останавливается, я естественно думать об эмпиреях бросаю и мчусь к ней, на переговоры. А переговоров и немного оказалось - молодой китаец на заднем сиденье подвинулся, показывает - садитесь! Показываю свою бумажку, подвезите вперед по трассе - отвечают - "Хао". Хорошо значит, по-ихнему. Говорю - бесплатно? Смеются, опять говорят "Хао". Ну, хао так хао, залезли, я, потом Настя, это я страхуюсь, чтобы ее к китайцу рядом не садить, кто его знает, может у него от такой близости предохранители сорвет. У меня ж сорвало, когда мы с Настей после совместного празднования Нового Года под елку спать улеглись... да и неудивительно, если б вы видели Настю поймете, о чем я. Залезли, рюкзаки на колени положили, едем - дорога крутая, поворот на повороте, и все время вверх. Китайцы языками цокают, показывают нам - вот, какая красота! Я с ними полностью согласен - люблю горы, и правда дорога там красивая - камни, внизу поселок и пост полицейский, а наверху желтые скалы и ручейки, и дорога кое-где через ручейки перескакивает вброд. Так мне хотелось сфотографировать, но в тесноте фотоаппарат достать так и не удалось так что если поедет кто, сфоткайте там дорогу, это подъем к озеру Сайран-Хуу, и мне пришлите картинки, век не забуду. Вот мы едем, я опять фразы свои одни и те же повторяю, уже лучше стало с произношением получаться - понимают меня с первого раза, да и я уже не подглядываю в шпаргалку, а так говорю, по памяти декламирую - мы путешественники, мы из России, мы студенты, денег у нас нет и далее по списку. Все довольны, смеются, китайцам очевидно приятно, что везут таких экзотических пассажиров, будет потом о чем вспомнить. Где-то через час выезжаем наверх - это оказался не перевал, а как бы подъем на широкое плато плато как большое блюдце, в центре озеро, довольно широкое, километров пять в диаметре, вокруг озера юрты стоят и машины, а на склонах пасутся овцы, лошади и другой какой-то скот - определить сложно, потому что далеко - как точки выглядит скот, как много-много точек на загнутых кверху краях этого огроменного блюдца. А совсем уже на горизонте горы, местами снежники на них, а так в основном - сухие голые скалы, и видимость прекрасная, и еще впечатляет, что картина вся эта открывается как бы разом - вот только видел скалы вдоль дороги, и тут раз! и все сразу тебе, и озеро, и юрты, и горы - в общем, Монголия в миниатюре, какой я себе ее представлял. Обалдели мы от такого, а наши китайцы подъехали к берегу озера, там дорога вдоль берега идет, и показывают, что, дескать, сюда и ехали. Вышли, выгрузили рюкзаки, сказали спасибо, и тут один из китайцев опять же говорит - спасибо хорошо, но вот еще бы пять юаней... вот блин, думаю, что за напасть у вас тут с пятью юанями, ведь три раза предупредил, что бесплатно! Отвечаю, что был же разговор про бесплатно, нету денег для вас. Он мне объясняет, что денег и не хочет, так, просто пять юаней, это разве деньги. Ну, не знаю, кому деньги кому нет, на пять юаней в Китае можно два раза лапши поесть, причем порции там такие, что даже я наедаюсь, а меня накормить, это непросто. К кому я в гости заходил - знают. Ну ладно, дал я ему вместо пяти юаней рубль российский, он очень счастлив был. Потом у нас пять юаней просить перестали, уж не знаю, может это какая-то традиция здесь в Уйгурии, что за подвоз надо пять юаней, как в России, если нож тебе дарят, надо хоть копеечку отдать взамен - тогда вроде получается, что нож ты купил. И с котятами так же, и со щенками. Дело с пятью юанями так и осталось загадкой, потому что мы пошли верблюдов фотографировать, там специальные верблюды для катания туристов есть. Потом купались в озере - сначала я, пока Настя сторожила наши рюкзаки, а потом Настя. Вода приятная, дно твердое, не знаю, почему китайцы не купаются здесь - может, болезни от скота боятся подхватить, ведь все в озеро стекает. Но это я уже потом подумал, а тогда просто было очень приятно помыться после целого дня на жаре, трехчасовой очереди на китайской таможне и спанья накануне в ночлежке на границе. Помылись, подумали, что хорошо бы отойти подальше от трассы в степь и палатку поставить, но время было еще светлое, и мы решили постопить еще. И хорошо решили! Несколько машин проехали, я к тому времени уже обратил внимание, что импортных машин в Китае почти нет - все китайские, правда, лейблы на них налеплены как бы европейские - тут тебе и Фольксваген, и Тойота, и Ситроен - но все они на самом деле китайские, даже не сильно похожи на оригиналы - просто лейблы, как дети у нас во дворе на велосипеды любят лепить значки от автомобилей. Ну, а у китайцев это все на промышленную основу поставлено - сразу же выпускают машины, украшенные фирменными этикетками. И не только машины, и посуда, и шмотки - все так. Так вот, стою и вижу - едет по дороге большая фура МАН, настоящая, не китайского производства. Надо же, думаю, вот и китайцы себе покупают хорошие машины. Поднимаю руку, машина останавливается я, смотрю - а номера-то алма-атинские! Вот радость какая! Подбегаю, без всяких бумажек объясняюсь по-русски с водителем, и мы едем - как выясняется довольно скоро, до самого Урумчи. Водителей в этой машине оказалось двое, но это не беда - в современных магистральных грузовиках, всяких там Сканиях и МАНах, можно не то что вчетвером - можно вшестером ехать и не тесниться, такие там буржуи кабины огромные делают! Я серьезно, я как-то ехал на зимнюю Эльбу с водителем-литовцем в Вольво FH12 - так у него были какие-то неполадки с документами на груз, потому ментам он платил взятки - и все равно ему было, сколько народа везти. Так вот, он взял сначала меня, потом еще Олега с его девушкой, и потом еще подобрал двоих наших. И ничего, все разместились, более того - Олег гитару достал и играл на ней, сидя спиной к лобовому стеклу, а лицом, соответственно, к слушателям. Сам литовец говорил, что никогда в жизни так весело не ездил - а чего тут удивляться, с автостопщиками всегда весело, тем более если не стоял стопщик перед этим два часа на морозе и ветру, чего ж не веселиться. Так вот, ребят в грузовике двое, Настю сразу отправляют спать назад, а мы едем и беседуем - я оказывается, за этот день уже успел соскучиться по русскому языку. Один из водителей, постарше - уйгур по национальности, он и разбирается в местных дорогах и указателях, он же объясняется с местными - каждый второй здесь понимает уйгурский язык. Как водится, пессимист - утверждает, что китайцы испоганили его Уйгурию, оккупировали и ассимилировали, что китайцы грязнули и жадины, а русские, наоборот, бросили его Уйгурию, ту, которая на Казахской стороне, и теперь вот некуда уйгурам податься, разве что грузовики по Китаю гонять. Второй парень помоложе, русский, и все эти политические вопросы ему побоку - он доволен, что его взяли напарником, что будут деньги, можно будет купить в Урумчи шмоток жене и выпить пива по возвращении, и настроен как раз очень оптимистично. И то верно, я его понимаю - жена есть, пиво есть, работа есть, обычно людям ничего больше и не надо, не все ж такие вот мешком стукнутые, что подавай им путешествия, да еще автостопом черт знает куда. Едем всю ночь, водители меняются и спят по очереди, я тоже поспал. Где-то в два ночи заехали в придорожную кафешку, которую содержат родственники старшего водителя - ели вкуснющее мясо, и еще сало кубиками обжаренное с перцем, и картошку печеную и еще какие-то вкусности, просто праздник живота. Там мы и начали впервые есть палочками. Я вам так скажу - есть палочками - это самое простое из того, чему вам предстоит научиться в Китае. Я так, например, уже на третий день перестал замечать, палочки у меня в руке или ложка - когда голодный, очень быстро получается учиться. Я и дома проверял - приедут гости, и чувствую, хочется им какой-то китайской экзотики, ждут они чего-то этакого - так я приготовлю рис, или пельмени сварю, ложки с вилками спрячу заранее и палочки выставлю. И прогоняю естественно, что я ложками теперь не ем, даже в доме этих инструментов не держу, а ем палочками и им советую. Ставлю блюдо с пельменями посередине стола, беру палочки и начинаю пельмени себе в рот отправлять. Так вот замечено - те гости, которые поголоднее, уже с первого раза достаточно ловко палочками есть начинают. Особенно, кто в общаге живет те сразу больших успехов достигают. Ну, а остальным иногда показать приходится, как эти палочки брать правильно в руки - но к тому времени пельменей все равно уже не остается, я не скажу, что у меня дом такая уж полная чаша, что пельмени недоеденные будут ждать, пока гость научится палочки держать. Ну, а в Китае, как и положено в экстремальном путешествии, мы часто были голодные, поэтому палочками есть научились быстро. Я так даже похудел со всеми этими поездками килограммов на восемь, а вот Настя - странное дело - нет. Я потом подумал, что наверно у меня потерялись лишние килограммы, ненужные, а так как Настя и до поездки была идеальной внешности - ничего в ней не изменилось, разве что лицо загорело в степях. Так вот, за неспешными разговорами, едой и сном прошла наша первая в Китае ночь, а утром мы въехали в столицу Синьцзян-Уйгурского автономного округа, наш первый большой город в Китае - Урумчи. Вадим Назаренко, vaddim@mail.ru февраль 2005 года |